Сведения о казахах начала XVI века

Данная статья написана на основе текста «Записки бухарского гостя» («Михман-наме-йи Бухара») Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани, а которой можно выделить следующие сведения о казахах начала XVI века.

Происхождение и политическое устройство

Автор указывает, что казахи, как и узбекские ханы Шайбаниды, происходят от потомков Джучи-хана, старшего сына Чингисхана. На момент описываемых событий (1509 год) их верховным правителем являлся Бурундук-хан. Однако в тексте упоминаются и другие влиятельные казахские султаны, такие как Касым-султан (брат Бурундука), а также братья Джаниш-султан и Таниш-султан.

Политическая структура представляла собой совокупность улусов, каждым из которых правил свой султан из потомков Чингисхана. Эти улусы занимали определенные территории, которые являлись их традиционными кочевьями (юртами) со времен Джучи-хана.

Военная мощь и вооружение

Ибн Рузбихан отмечает многочисленность и хорошее вооружение казахского войска. По его сведениям, Бурундук-хан мог в кратчайший срок собрать армию в четыреста тысяч воинов (в тексте «четыреста тысяч колчанов»). Казахские воины описываются как «богатыри», каждый из которых «равнялся десятерым молодецким воинам».

Во время похода Шайбани-хана описывается сражение с войсками Джаниш-султана, численность которых, по словам автора, превышала тридцать тысяч человек, а с учетом слуг и подданных достигала ста тысяч. Казахи показаны как отважные воины, которые мужественно защищали свои семьи и имущество, и одолеть их было крайне трудно.

Территория, образ жизни и богатство

  • Кочевья и зимовья: Основной территорией казахов назван Дешт-и-Кыпчак — обширная степь, которую автор описывает как пространство в «шестьсот фарсахов», богатое реками, цветами и идеальное для выпаса скота. Это были летние становища. С наступлением холодов казахи перемещались на зимние стойбища (зимовки) на побережье реки Сырдарьи (Сейхун), где было много камыша для топлива и корма скоту.
  • Города: В орбите влияния казахов находились города Туркестана, такие как Сыгнак, Сауран и Ясы (Туркестан). Сыгнак описывается как важный торговый центр на границе Дешт-и-Кыпчака, куда купцы привозили товары из разных стран. В Сыгнаке и его окрестностях находились усыпальницы многих ханов Дешта, включая деда Шайбани-хана, Абулхаир-хана.
  • Богатство: Казахи представлены как очень состоятельный народ. Их основное богатство — это бесчисленные стада лошадей, верблюдов и овец. Автор утверждает, что у беднейшего казаха «число лошадей, верблюдов и овец исчисляется тысячами». Во время похода 1509 года войска Шайбанидов захватили огромное количество скота, что позволило им в течение 40 дней питаться исключительно бараниной.
  • Жилища: Жилища казахов представляли собой большие передвижные дома (юрты), установленные на повозки с огромными колесами. Эти дома, искусно сделанные из березового дерева и украшенные войлоком, перевозились верблюдами. Самые большие из них могли вмещать до двадцати человек. В ходе военных действий войска Шайбани-хана захватили в качестве добычи десятки тысяч таких передвижных жилищ.

казахская юрта 16 века

Обоснование для войны: религиозные верования

Ибн Рузбихан, будучи придворным богословом Шайбани-хана, подробно останавливается на причинах, по которым поход против казахов был объявлен священной войной (джихадом). Хотя он признает, что казахи приняли ислам вместе с другими улусами потомков Чингисхана, он обвиняет их в вероотступничестве. Улемы Хорасана и Мавераннахра издали фетву, объявлявшую казахов неверными, что и послужило формальным поводом для войны.

Основные обвинения были следующими:

  • Идолопоклонство: Утверждается, что у казахов было изображение идола, которому они совершали земные поклоны.
  • Поклонение солнцу: Существовал обычай: перед употреблением кумыса казахи поворачивались лицом к солнцу, выплескивали часть напитка на восток и совершали поклон. (в тексте: «…казахи, когда пришла весна и появился кумыс, прежде чем налить кумыс в сосуд и выпить до того, как взять его в рот, обращают свое лицо к солнцу и выплескивают из [сосуда] глоток напитка в сторону востока и сразу все совершают земной поклон солнцу»)
  • Обращение мусульман в рабство: Казахов обвиняли в захвате пленных мусульман во время набегов на Мавераннахр и их последующей продаже, что считалось тягчайшим грехом.

Отношения с Шайбанидами и поход 1508–1509 гг.

Отношения между казахами и узбеками-шайбанидами были крайне враждебными.

  • Причины вражды: Автор называет главной причиной зависть казахских ханов к могуществу Шайбани-хана и их опасения, что он может заявить права на Дешт-и-Кыпчак как на свое наследственное владение.
  • Экономическая блокада: Шайбани-хан запретил торговлю с казахами, чтобы ограничить им доступ к товарам из Мавераннахра, в частности к тканям, и не дать им увидеть процветание узбекских земель, дабы не искушать их на завоевание.
  • Военный поход 15081509 гг.: Это центральное событие, описываемое в книге. Шайбани-хан собрал огромное войско и зимой выступил в поход. Марш через заснеженную степь и переправа по льду через Сырдарью описываются как чрезвычайно трудные, с большими потерями людей и скота от холода.

Основные события похода:

  • Разгром Джаниш-султана: Основной удар был нанесен по улусу Джаниш-султана. В ходе ожесточенной битвы его войска были разбиты, сам он бежал, а его сын Ахмад-султан, ранее совершавший набеги на Бухару, был схвачен и казнен.
  • Набеги и добыча: Войска Шайбанидов совершили несколько успешных набегов, разгромив также улус Таниш-султана. Была захвачена колоссальная добыча: десятки тысяч передвижных юрт, бесчисленное количество скота и пленных.
  • Отступление Бурундук-хана: Услышав о приближении основной армии Шайбани-хана, Бурундук-хан и Касым-султан не решились вступить в бой и отступили вглубь степи.

Итоги похода: Несмотря на тактические победы и богатую добычу, поход был очень изнурительным для армии Шайбанидов из-за суровой зимы. Шайбани-хан был вынужден повернуть назад, не достигнув главной цели — полного разгрома Бурундук-хана.

Произошедшие события окончательно разделили казахов и узбеков как отдельные этнические и политические общности.

Сведения о казахах начала XVI века