Синдрома Абая — чувство непонятости у мыслящих людей, и способ его преодоления через диалог, который рассматривается как проявление свободы духа. Введённ спикером Айман Кодар на выступление на TEDxAstana в 2019 году.
Ключевые моменты выступления:
1. Определение «синдрома Абая»
- Суть синдрома: Это «сомнение в способности других к пониманию». Человек, обладающий ценными знаниями или идеями, не верит, что окружающие смогут его понять и оценить.
- Источник метафоры: Название отсылает к казахскому мыслителю Абаю, который сравнивал себя с «продавцом прекрасного шелка в пустыне» — у него есть сокровище, но показать его некому. Он чувствовал себя одиноким без единомышленников.
2. Последствия и опасность синдрома
- Социальные последствия: Этот синдром ведет к отчуждению. Если каждый будет считать себя непонятым и изолируется, общество рискует превратиться в «одну большую пустоту».
- Личные последствия (особенно для творческих людей): Сталкиваясь с непониманием и агрессией, творческие люди «закрываются, изолируются, эмигрируют или просто преждевременно умирают». Для развития культуры необходима атмосфера поддержки.
3. Способ преодоления синдрома
- Ключевое решение — диалог. Способность к диалогу определяется как «свобода духа».
- Механизм диалога: Когда два человека («я» и «вы») вступают в диалог, образуется «нечто третье — пространство обмена», где мысли одного могут стать мыслями другого. Это позволяет выйти за рамки своего личного контекста (пола, возраста, национальности).
- Практическое воплощение: Главным примером такого пространства для диалога в тексте выступает культурологический журнал «Тамыр», который стал «центром сближения интеллигенции» и помог преодолеть этот синдром, объединив русскоязычных и казахоязычных интеллектуалов.
4. Финальный призыв
- Речь завершается призывом активно искать «человека созвучного вам», вступать с ним в диалог и показывать ему свой «шелк».
- Конечная цель: Превратить разобщенных незнакомцев в «пульсирующее идеями сообщество близких по духу людей».
Такой синдром уже есть, но назван по своему?
Да, совершенно верно. Идея, лежащая в основе «синдрома Абая», не нова и давно известна в философии, психологии и культурологии. Спикер Айман Кодар дала этому явлению новое, культурно-специфическое название, чтобы сделать его более понятным и близким для своей аудитории.
По сути, «синдром Абая» — это одна из форм интеллектуального или экзистенциального одиночества .
Вот как эта идея проявлялась в истории:
- Философия экзистенциализма. Мыслители, такие как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю, описывали «заброшенность» как естественное состояние человека, который чувствует себя оторванным от мира и вынужден самостоятельно искать смысл своего существования.
- Эпоха Романтизма. В XIX веке был популярен образ непонятого гения или трагического героя (например, «Чайльд-Гарольд» у Байрона), который из-за своей глубины и неординарности оказывается в изоляции от общества.
- Психологические концепции. Современные когнитивные подходы определяют одиночество как переживание, возникающее из-за несоответствия между желаемым уровнем социальных связей и реальным . В случае интеллектуала это несоответствие между его потребностью в глубоком понимании и неспособностью окружающих это понимание дать.
- Исторические размышления. Еще философ Блез Паскаль писал об «интеллектуальном одиночестве» человека, чей разум не может охватить всю сложность Вселенной.
Связь с синдромом Аспергера
Встречающееся в интернете сравнение «синдрома Абая» с синдромом Аспергера является некорректным. Путаница, вероятно, возникает из-за общей темы социального отчуждения. Однако важно понимать фундаментальное различие: «синдром Абая» описывает философское переживание интеллектуального одиночества, тогда как синдром Аспергера — это расстройство нейроразвития с клиническими критериями. Использование их в качестве синонимов неправомерно.
- «Синдром Абая» — это не медицинский или психологический термин, а образное выражение, для описания чувства интеллектуального и экзистенциального одиночества. Этот «синдром» описывает состояние мыслящего человека, который сомневается в способности окружающих понять его глубокие идеи, и из-за этого замыкается в себе. Это универсальное переживание, которое находило отражение в философии и искусстве задолго до появления этого термина. Преодоление этого состояния, согласно концепции, лежит в плоскости волевого усилия — вступления в диалог.
- Синдром Аспергера, напротив, является нейробиологическим расстройством развития, которое относится к расстройствам аутистического спектра. Важно отметить, что в современных классификациях болезней (МКБ-11 и DSM-5) этот диагноз как самостоятельный уже не используется, а включен в общую категорию РАС. Трудности, которые испытывают люди с синдромом Аспергера, не являются результатом их выбора или философских размышлений. Они вызваны врожденными особенностями функционирования мозга, которые влияют на социальное взаимодействие, коммуникацию и восприятие мира.
Таким образом, чувство отчуждения мыслящего или творческого человека — это универсальный опыт . Называя его «синдромом Абая», спикер использует мощный образ из казахской культуры, чтобы персонализировать и локализовать эту глобальную идею, подобно тому как в популярной психологии появляются термины вроде «синдрома Мэрилин Монро» для описания одиночества при внешней успешности .