Бухар жырау Калкаманулы (1668-1781) – выдающийся казахский акын, жырау, государственный деятель и духовный наставник, внесший огромный вклад в казахскую культуру и государственность. Его творческое наследие, политическая мудрость и философские идеи оказали значительное влияние на формирование национального самосознания казахского народа в один из сложнейших периодов истории.
Биография и происхождение
Бухар жырау Калкаманулы родился в 1668 году (по некоторым источникам в 1693 году). Относительно места его рождения существуют разные версии. Согласно одной из них, он родился в урочище Елибай вблизи города Бухара, откуда и получил свое имя. По другим данным, его родиной считается местность Суйхар-Ния в Баянауле.
Происходил Бухар жырау из подрода Каржас рода Суйиндык племени Аргын Среднего жуза. Его отец, Калкаман-батыр, был известным воином, принимавшим участие в сражениях против джунгарских захватчиков.
Согласно преданию, имя будущему поэту дал знаменитый казахский мудрец Анет-баба, к которому обратился отец младенца. Анет-баба произнес благословение (бата): «Если ты родился в Бухаре, пусть имя будет Бухар. Оседлай скакуна — тулпар, пусть звонким будет твой голос, и народ внимательно внемлет ему».
Образование и духовное становление
Калкаман-батыр в юном возрасте отдал сына на учёбу в медресе Кокелдаш в Бухаре, которое тот окончил в 1700 году. Затем Бухар продолжил образование в высшем мусульманском учебном заведении в Дамаске. После завершения обучения, как свидетельствуют источники, 22-летний Бухар, уже сформировавшийся философ, вернулся в родной город, где был принят эмиром на должность главного советника.
По возвращении на родину Бухар предложил ввести в медресе новые предметы: правовые дисциплины, логику, мастерство ведения дискуссий. Примечательно, что он применял инновационную для того времени методику обучения — преподавал материал в форме песен на казахском языке, что значительно облегчало усвоение знаний.
Государственная и общественная деятельность
Бухар жырау проявил себя не только как талантливый поэт, но и как выдающийся государственный деятель. Он рано выдвинулся из своей среды и уже при хане Тауке (правил в конце XVII века) стал одним из влиятельнейших биев в его окружении.
Работа над сводом законов и роль советника
Вместе с прославленными биями Толе, Казыбеком и Айтеке, Бухар жырау участвовал в составлении знаменитого свода законов «Жеты Жаргы». Этот документ содержал нормы административного, уголовного и гражданского права, охватывая практически все стороны жизни казахского общества. Знания Бухара были особенно ценны при формировании норм всех видов права, правил землепользования, а также в разделах о налогах и семейных отношениях.
Наиболее известна роль Бухар жырау как главного советника и идеолога при хане Абылае, правителе Среднего жуза. В период, когда казахские земли оказались под угрозой джунгарского нашествия и в тисках между двумя могущественными империями — Россией и Китаем, Бухар жырау стал духовным наставником Абылай хана и идеологом единства казахского народа.
Идеолог национального единства
Бухар жырау был не просто советником, но и своеобразным «голосом народа». Он имел моральное право указывать правителю на ошибки, предостерегать от излишней деспотичности и тщеславия. В своих произведениях он воспевал Абылай хана как лидера, способного объединить три казахских жуза, но при этом не стеснялся критиковать его, когда считал необходимым.
Как подчеркивают исследователи, «главная тема сочинений Бухар жырау — любовь к своему народу, он воспевал подвиг народа, утверждая, что для сохранения своей независимости и свободы народ должен быть единым». В сложный исторический период, когда над казахскими землями нависла угроза джунгарского нашествия, он призывал к сплочению всех казахских родов и племен.
Творческое наследие
Жырау в казахской культуре — это наиболее древний тип поэта. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» (стихотворение, песнь). В условиях кочевой жизни жырау выполняли множество общественных функций, будучи не только поэтами, но и духовными наставниками, советниками правителей.
Жанровые особенности и сохранившиеся произведения
Бухар жырау творил в жанре толгау — песни-размышления, в которых традиционно затрагивались вопросы общественной жизни, морали и государственного управления. Как и другие жырау, он не записывал свои произведения. До нашего времени дошли более 1200 строк, записанных его современниками и собранных его внуком уже в конце XIX века.
Народ прозвал Бухар жырау «комекей аулие» — «святая гортань», из которой лилась вещая поэзия. По преданиям, когда он говорил, его гортань пульсировала, и из уст выходили только стихи.
Основные темы и идеи творчества
В творчестве Бухар жырау выделяются несколько основных тематических направлений:
- Идея национального единства. Многие произведения посвящены необходимости сплочения казахских родов и племен перед лицом внешней угрозы.
- Взаимоотношения правителя и народа. В стихах, обращенных к Абылай хану, Бухар жырау осмысливает роль и ответственность правителя, призывает его заботиться о народе. К этой группе относятся стихотворения «Я говорю», «Позаботься о своем народе».
- Морально-этические проблемы и наставления. Бухар жырау поднимает вопросы этики, взаимоотношений между людьми, темы братства и справедливости. К этой тематике относятся произведения «Если не отвечу хану», «Через 12 месяцев вернется лето», «Старый друг не станет врагом», «Много пролилось крови».
- Историческая судьба казахского народа. В произведениях, посвященных Абылай хану и освободительной борьбе, Бухар жырау осмысливает исторический путь казахского народа. Особое место занимает поэма «Сабалак».
Культурное и историческое значение
Творчество Бухар жырау стало значительным вкладом в формирование национального самосознания казахов. Его произведения не только отражали реалии своего времени, но и содержали глубокие философские размышления о человеческой сущности, предназначении человека, смысле жизни.
Многие афоризмы из произведений Бухар жырау получили широкое распространение в народе, превратились в пословицы и поговорки. Исследователь Сабит Муканов отмечал, что творчество Бухар жырау можно считать «энциклопедией жизни казахов 18 века».
Память и наследие
Народ бережно сохранил произведения Бухар жырау в своей памяти, передавая их из уст в уста по всей степи в течение более трех столетий. В 1993 году в Алматы вышел первый сборник произведений великого жырау, включающий все сохранившиеся на тот момент толгау, а также найденные в пекинском архиве 36 произведений.
Имя Бухар жырау увековечено в названиях улиц в Алматы и Караганде. В Алматы на берегу речки Есентай построен жилой комплекс «Бухар Жырау Тауэрс». В 1993 году в честь 325-летия со дня рождения Бухар жырау в селе Баянаул был установлен гранитный памятник, а также выпущена почтовая марка Казахстана. В 2008 году в центре Караганды был установлен бронзовый памятник великому жырау.
Заключение
Бухар жырау сыграл исключительную роль в истории и культуре казахского народа, совмещая в себе таланты поэта, мыслителя и государственного деятеля. Живя в эпоху серьезных испытаний для казахского народа, он не только создал выдающиеся поэтические произведения, но и активно участвовал в формировании казахской государственности.
Его идеи национального единства, справедливого правления и нравственного совершенствования сохраняют актуальность и в наши дни. Творческое наследие Бухар жырау остается важной частью духовной культуры казахского народа, а его личность — символом мудрости, патриотизма и преданности своему народу.